В.А. АРУТЮНОВА-ФИДАНЯН, Институт всеобщей истории РАН
«Северные племена» ранней армянской историографии
Аннотация: В статье рассматриваются представления раннесредневековых армянских авторов о «северных племенах» и анализируется содержание этого термина как географо-культурно-бытового концепта, включавшего в себя информацию о среде обитания, образе жизни и нравах «северных» народов. Несмотря на то, что представления армянских авторов о «северных племенах» в определенной степени типологически сходны с понятиями о «варварах» и «скифах» греческих, эллинистических, римских и византийских писателей, в армянской историографии образ «северных варваров» не стал частью бинарной модели «свой — чужой» и не получил устойчивых негативных коннотаций. Образ «северных варваров» в армянской средневековой историографии был гораздо более сложным и многогранным, чем у греко-римских и византийских писателей, поскольку его формировали не только представления о врагах, несущих «меч, голод и плен», но и сведения о многовековых соседских, военно-политических, торговых, династических и культурных связах, а также близость мифологических представлений «северных народов» и дохристианской Армении. Длительное взаимопроникновение культур на Армянском нагорье, в причерноморских и прикаспийских регионах способствовало тому, что ираноязычные кочевые «северные племена» органично вошли в этногенез армянского народа. В оппозиции «свои» — «чужие» этноним «армяне» (протоармяне, hayk', хаи, что бы этот этноним ни означал на протяжении столетий и даже тысячелетий) безразличен ко времени и пространству в то время как «чужие» в устной традиции, а затем и в письменной меняются вместе со временем (вавилоняне, ассирийцы, мидяне, сирийцы, персы, арабы и т.д.), но редко «северные народы». Таким образом, негативный образ «северных варваров» не был актуален для утверждения идентичности армянского этноса, прошедшего пик этногенеза в конце первого тысячелетия до новой эры. Самосознание армян основывалось на общности происхождения, языка и территории, преемственности государственно-политических образований, на верованиях, культурных традициях, обычаях и исторической памяти.
Ключевые слова: «северные племена», скифы, варвары, этногенез, идентичность, армянская историография